«Парадный портрет» эпохи футуристов – так современники называли портрет Натальи Гончаровой, созданный Михаилом Ларионовым. Правильнее было бы сказать, что оно не столько написано, сколько сделано из различных материалов. Здесь можно увидеть ткани, краски, кожу, фрагменты театральных афиш, опилки, превратившиеся в золотую пыль, и даже волосы. Кстати, возможно, пожертвовано самой моделью... Михаил Ларионов создал множество портретов Натальи Гончаровой. Их союз образовался еще в годы учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Конкретно эта была написана в 1915 году. Тогда же она была доказана публично. «Парадный портрет» попал в Государственную Третьяковскую галерею в 1961 году от поэта, балетмейстера и переводчика Владимира Морица. Ларионов плюс Гончарова Поэт Марина Цветаева познакомилась с парой Ларионов-Гончаров в Париже. Позже она призналась: «Невозможно говорить о Гончаровой, не говоря о Ларионове». Действительно, невозможно отделить эти два имени друг от друга. С первой встречи они стали единомышленниками и первопроходцами новых путей в искусстве ХХ века. Их объединили любовь и творчество. Официальный брак они зарегистрировали лишь в 1955 году. Хотя были вместе долгое время и у них было много общего. Например, Наталья одной из первых поддержала созданную Ларионовым в 1912 году концепцию «лучизма» — одного из первых течений в абстрактном искусстве. Поясню: в лучизме формы образуются в результате пересечения лучей, отраженных различными предметами. Наряду с Гончаровой Ларионов был активным участником «левого движения» в искусстве. Он инициировал серию громких выставок:- 1910 г. - «Бубновый валет»,— 1912 — «Ослиный хвост»,- 24 марта (6 апреля) - 7 (20) апреля 1913 г. - «Мишень»,- 1914 г. - «№ 4. Футуристы, радианты и примитивы». Пара вместе участвовала в творческих объединениях и выставляла свои работы. «В четыре руки» эти артисты оформляли балетные спектакли для знаменитых «Русских балетов Сергея Дягилева». Париж... Париж... В 1914 году, приняв приглашение Сергея Дягилева работать художником «Русских сезонов», Гончарова приехала во Францию, но уже вместе с Ларионовым. Первой работой в труппе Дягилева стало оформление оперы-балета «Золотой петух». После успеха премьер спектакля в Париже и Лондоне Дягилев продолжил сотрудничество с артистом. Сначала супруги жили в Швейцарии, в 1916 году в Париже, а зиму и весну 1917 года провели в Риме. Наконец они поселились в Париже в мае 1919 года. Хотели ли они вернуться на родину или нет и жаждали ли они этого? Видимо, особого желания возвращаться не было. И почему? В начале ХХ века они прекрасно жили в Париже. Французская богема их приняла, но россиянам явно было не до их выступлений. Я бы хотел разобраться в этом сам… Гончарова продолжала заниматься книжной иллюстрацией, живописью, преподаванием, оформляла парижские балы. Однако постепенно ее слава угасла. Ларионова тоже особо не ценили. В 1940-50-х годах пара была уже не востребована и жила довольно бедно. Лишь во второй половине 50-х их искусство вновь привлекло внимание. В 1961 году Совет по делам искусств Великобритании организовал в Лондоне важную ретроспективу произведений Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой. А зарегистрировали брак они срочно сразу после возобновления интереса к работе. Видимо, супруги боялись, что наследство останется без владельца. Но семейная жизнь продлилась недолго. Наталья Гончарова умирает в 1962 году. Через год Ларионов ушел, затем женился во второй раз на дочери банкира Александре Томилиной, с которой у него были многолетние отношения. Парадный портрет «Портрет Н. С. Гончаровой» считается отражением ее парижского триумфа, когда после успеха ее «Золотого цыпленка» она из неизвестного московского художника превратилась в знаменитую театральную художницу. Знатоки искусства сразу заметили: это портрет не любимой женщины, а «любимого художника», образ которого Ларионов вдумчиво и систематически создавал на протяжении многих лет. Однажды Гончарова написала своему создателю: «Я твое творение...». Я думаю, она просто льстила своему Пигмалиону. Ведь ее творчество было самобытным и совершенно отличалось от творчества самого Ларионова. Согласиться можно только в одном: ее образ как художницы действительно создал Ларионов. Наверное, если бы не хитрый, как сейчас сказали бы, пиар, возможно, на ее картины никто бы и не обратил внимания. А там, как сказать... Интересный момент. Долгое время «Портрет Н. С. Гончаровой» считался автопортретом. Лишь когда огромное наследие художников вернулось в Россию из Франции, загадка была разгадана и искусствоведы объявили: автор — Михаил Ларионов. В качестве доказательства приводились современники и, прежде всего, искусствовед и критик Яков Тугендхольд. Он писал: "Ларионову показалось недостаточным, слишком однозначным и элементарным то, что он наклеил на портрет Гончаровой вырезки с театральных афиш, напоминая публике о ее участии в "Золотом Петушке" и "Веере". Он решил, что можно обойтись и без этого. вообще холст, показывающий публике реальные вещи, весело освещенные краской или в их естественном виде». При подготовке публикации были использованы следующие материалы: Сайт Государственной Третьяковской галереи. Н. Гончарова, М. Ларионов: Исследования и публикации. Сборник статей / Комиссия по изучению авангардного искусства 1910-1920-х годов - М.: Наука, 2001. Иншаков А.Н. Михаил Ларионов: Русские годы. - М.: НИИ теории и истории изобразительного искусства Российской академии художеств, Гнозо, 2010.Ларионов Михаил Федорович. Биография и творчество художника на Artonline.ru Ковтун Е. Ф. Михаил Ларионов. 1881-1964. - Петербург: Аврора, 1998; Наталья Швец Предыдущая публикация серии «Сто шедевров живописи» - Константин Сомов нарисовал портрет поэта Александра Блока «тремя карандашами» -сообщает www.vao-mos.info #Парадный #портрет #эпохи #футуризма #Газета #Независимого #округа Читать, как было на самом деле: