В это воскресенье Церковь вспоминает Адамово изгнание. Первый человек был создан для жизни с Богом, но он, вкусив запретный плод, нарушил заповедь и разрушил благодатное единство с Творцом. У людей, живущих в XXI веке, нередко возникает вопрос: «А зачем Бог создал в раю дерево познания добра и зла?» Господь насаждает в раю это древо, чтобы дать первым людям возможность развить свою волю, научиться делать свой выбор между добром и злом. Если бы Адаму можно было делать вообще всё, что заблагорассудится, как бы он проявил своё послушание своему Создателю? Это древо – своего рода контрольный тест: хочет ли человек быть с Богом или для него это не важно.Выбор был за Адамом, при творении ему дана полная свобода воли, и если бы он сделал выбор в пользу первого, быть с Богом, то он нашел бы тысячу способов не нарушить данной ему заповеди. Как видно, еще в Эдеме были положены определенные этические разграничения, как мы сегодня сказали бы: «Это можно, а это – нельзя». До грехопадения жизнь первых людей была построена на любви и полном доверии Богу. Если бы Адам отверг предложенную ему змеем‑искусителем самость, захотел остаться в послушании Богу, то вся история человечества развивалась бы по другому сценарию.Но Адам и Ева поступили иначе, выбирают не Бога, а что-то другое. Они не смогли выполнить всего лишь одну запрещающую заповедь, предпочли непослушание воле Отца Небесного. А дальше, к чему это привело? Каину пришло на ум (не без помощи все того же диавола) убить Авеля. Вот «захотелось» и все! Вспомним, как Господь сказал ему: «У дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4: 7). С этого момента – с момента принятия помысла следования своему желанию – можно сказать с уверенностью, вся дальнейшая история человечества пошла по ложному пути. Она наполнилась войнами, взаимной враждой, борьбой за власть, богатства, влияние и т. п.Но Бог – Милостивый Отец, и, если бы первые люди раскаялись, Господь, возможно бы, их оставил в раю. Но этого не произошло – ни своевременного покаяния, ни, соответственно, прощения. Адам и Ева упорствовали в своём грехе, скрывались, спихивали вину один на другого. Потом, когда они увидели, что через это потеряли рай, потеряли свободное общение со своим Творцом и Попечителем об их жизни, они осознали свою вину и горько рыдали. «Сéде Адам прямо рая, и свою наготу рыдaя плaкаше: увы мне, прeлестию лукaвою увещaнну бывшу и окрaдену и слaвы удалeну!..» (стихиры с Господи воззвах), – церковное песнопение невероятно точно передает настрой согрешивших. Господь не лишил их Своей любви, но поскольку тление и порча уже постигли их природу, в райскую обитель вернуться они не могли. Надо было исправлять эту страшную ошибку уже другим путём.А путь этот – труд и борьба. Но без искупительной жертвы, о которой было решено еще в Предвечном совете, ни труд человека, ни борьба со злом в лице искусителя не имеют смысла. Собственно, это и есть то центральное событие – страдания и воскресение Господа Иисуса Христа – вокруг которого строится вся жизнь православного христианина и ее смысл. В малой перспективе мы готовим себя постом и молитвословиями к встрече Пасхи. А в дальней перспективе – к встрече с Богом в вечности. Будет это, будет, точно будет – ответ всем спорщикам и отрицателям. Вот увидите. Фото: Сергей Киселев / АГН Москва Но, рассуждая на столь высокие богословские темы, не забудем о самой главной составляющей. Нет, не о поедании блинов, блинчиков и сырничков. Второе название у грядущего недельного дня – Прощеное воскресенье. На Литургии будет читаться зачало из Евангелия от Матфея, начинающееся такими словами: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6: 14-15). А дальше следует инструкция постящимся, чтобы не напускать на себя показного уныния о посте и раскаянии в грехах, Господь вообще не любил ничего, что делалось напоказ во время Своей земной жизни.А вот проявление внимательности, понимания, любви, проще говоря – это Он всегда ставил на первое место. Так вот, это самое главное – деятельная любовь и всегдашняя готовность попросить прощение за оплошность (а не только в Прощеное воскресенье), неловкость или даже причиненную обиду – это и должно стоять во главе угла каждого, кто готовится к встрече со своим Создателем. Потому что это и есть «сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф. 6: 20), как говорит Спаситель. Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции -сообщает vm.ru #Воспоминание #Адамова #изгнания Перейти на сайт Вечерней Москвы